А. пушкин «Евгений Онегин «На балу строфы 27-28, 33-34• Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?• Что автор описывает?• Почему авто

1 Январь 0001



А.пушкин «Евгений Онегин «

На балу (строфы 27-28, 33-34)

Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

• Что автор описывает?

• Почему автор не говорит об Онегине?

• Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

  • Многие страницы романа «Евгений Онегин» посвящены изображению столичного и провинциального дворянства — образу жизни, нравам и вкусам. 
    Поэт был противником домашнего образования. Поверхностное обучение («чему-нибудь и как-нибудь») становится началом поверхностного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея… отличить»), причиной «тоскующей лени», неспособности к труду. 
    Описывая образ жизни столичного «повесы» (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»). 
    У автора вызывают презрение нравы, царящие в среде «светской черни»: распространенный в этой среде «хладнокровный разврат», отношение к любви как к «науке», показная добродетель и «модная спесь» светских дам: 
    Они, суровым поведеньем 
    Пугая робкую любовь, 
    Ее привлечь умели вновь… 
    В среде «светской черни» искажены и опошлены такие высокие понятия, как любовь и дружба. «Друзья» из числа светской черни лицемерны, а подчас и опасны. 
    Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали: 
    …пылких душ неосторожность 
    Самолюбивую ничтожность 
    Иль оскорбляет, иль смешит… 
    Светская среда отвергает независимые умы и приветствует посредственность. «Общество» одобряет тех, 
    Кто странным снам не предавался, 
    Кто черни светской не чуждался, 
    Кто в двадцать лет был франт иль хват, 
    Л в тридцать выгодно женат… 
    Однако к числу столичных дворян относятся также представители старинной знати, в среде которых ценятся образованность и ум, благородство манер, строгий вкус, неприятие пошлого и вульгарного — словом, все то, что принято связывать с понятием аристократизма. Став княгиней, Татьяна «твердо в роль свою вошла», стала подлинной аристократкой. Она научилась владеть собой, сдерживать свои чувства: «Как сильно ни была она / Удивлена, поражена… В ней сохранился тот же тон…» Повествуя о вечерах в доме князя N. Пушкин воссоздает особую атмосферу этих светских раутов, на которых присутствовал «цвет столицы». Автор любуется «порядком стройным олигархических бесед», описывает непринужденную беседу гостей, в которой нет «глупого жеманства», пошлых тем или «вечных истин». 
    Столичное дворянство — это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу. 
    Поместное дворянство представлено в романе, прежде всего семьей Лариных, а также соседями Онегина (которых он избегал, опасаясь разговоров «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»). На примере семьи Лариных автор рассказывает о быте поместных дворян, о круге их чтения, вкусах и привычках. Ларина-старшая вышла замуж против своей воли, по настоянию родителей. Вначале она «рвалась и плакала», оказавшись в деревне; верная девическим привычкам, она носила узкий корсет, писала чувствительные стихи, называла служанок на французский лад, но позднее привыкла к своей новой жизни и освоилась в роли хозяйки. Как многие провинциальные помещицы, Ларина «самодержавно» управляла своим супругом и деятельно занималась хозяйством: 
    Она езжала по работам, 
    Солила на зиму грибы, 
    Вела расходы, брила лбы… 
    Патриархальный уклад жизни сближает помещиков с простым народом. Татьяна умывается снегом, как крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее — няня, простая крестьянка. Супруги Ларины соблюдают посты и празднуют масленицу, любят «круглые качели», хоровод и подблюдные песни. Их дом всегда открыт для гостей. Если Онегин, живя в Петербурге, питался исключительно блюдами французской или английской кухни, то в семье Лариных принята традиционная русская еда. Онегин по нескольку часов проводил перед зеркалом. Ларин «в халате ел и пил», его жена носила шлафрок и чепец.





Литература

Комментарии закрыты.